Психологическую помощь в случае острой стрессовой реакции (ОСР, F43.0), может оказывать только специально обученный психолог/психотерапевт и строго в соответствии с международными протоколами. Однако первую психологическую помощь могут оказывать не только специалисты. При этом реальность такова, что именно вы можете оказаться рядом. В отличие от травматерапевта.

Давайте разберемся, что можно делать и с кем, если вы человек без профильного образования, а от чего вам стоит воздержаться.

Что такое первая психологическая помощь (ППП)?

✅ Оценка рисков и потребностей
✅ Оказание помощи в удовлетворении насущных нужд (тепло, вода, пища, информация)
✅ Поддержка, способность выслушать, не вынуждая говорить
✅ Оказание помощи в получении информации, установлении связи с соответствующими службами и структурами социальной поддержки
✅ Защита от дальнейшего вреда
✅ Стабилизация эмоционального психического состояния*






Первая психологическая помощь: чем может помочь каждый из нас, а что оставить специалисту
ППП проводится в первые 24/72 часа по возможности в безопасном месте. Прежде чем оказывать ППП, убедитесь, что жизни и здоровью пострадавшего ничего не угрожает.
Если речь идет об отдельном несчастном случае, возможно оказание ППП непосредственно на месте происшествия. В случае масштабного происшествия, в местах оказания помощи пострадавшим, например в медицинских учреждениях, приютах и лагерях беженцев, школах или пунктах распределения продуктов питания.

В отличие от психологического дебрифинга, который признан неэффективным, ППП включает в себя аспекты, которые важны и для долгосрочного восстановления:

Формирование ощущения безопасности, связи с другими людьми,
спокойствия и надежды;
Предоставление доступа к социальной, физической и эмоциональной
поддержке;
Укрепление веры в возможность помочь себе и окружающим.

❗️Помните о пределах своих возможностей и при необходимости прибегайте к квалифицированной помощи медицинских работников, если они присутствуют на месте.

Какие люди нуждаются в неотложной помощи?

- с тяжелыми, угрожающими жизни травмами, требующими экстренной медицинской помощи;
- в расстроенном психическом состоянии, которое не позволяет им самостоятельно заботиться о себе или о своих детях;
- которые могут причинить вред себе;
- которые могут причинить вред другим.

Работа «в полях»

  • Подходите строго спереди, без резких звуков, чтобы не напугать
  • Представьтесь
  • Замедлитесь: голос мягкий, размеренный
  • Установка вербального контакта: я хочу помочь/вы не одна/один
  • Попытайтесь установить зрительный контакт, но не настаивайте
  • Объясните ситуацию максимально простым языком в случае дереализации
  • Говорите простыми, короткими фразами
  • Получив разрешение, руку можно положить на стопы или между лопатками
  • Предложите теплую или слегка прохладную воду
  • Можно предложить одеяло: вызывает ассоциации с защищенностью «укрывает, тепло, спим только тогда, когда нам безопасно
  • Часто в стрессовых ситуациях пострадавшие не чувствуют голода. Если пострадавший не принимал пищу более суток, постарайтесь предложить ему/ей жидкую пищу, например, суп. Не настаивайте.
  • Помогите восстановить дыхание, задавая темп собственным дыханием. Делайте акцент на выдохе. Например: вдыхаете на 4 счета, выдыхаете на 7.
  • Уточните, помнит ли человек кто он, где находится, может ли назвать – не настаивайте на деталях – они могут травмировать

Как говорить с пострадавшим?

Пострадавший может быть напуган не только ситуацией, но и своей реакцией на нее. Возможно, подобной реакции пострадавший еще никогда не- испытывал.

  • Не спрашивайте про эмоции и не уходите в лишние подробности
  • Сами называйте эмоцию человека: «я понимаю, вы напуганы, растеряны»
  • Если хотите уточнить, перефразируйте: "правильно ли я понимаю, что..."
  • Концентрируйтесь только на том, что известно на момент разговора, и что можно решить
  • Постарайтесь найти позитивное утверждение «к счастью, вы физически не пострадали/ к счастью, выжили ваши дети/к счастью, ваш дом не пострадал»
  • Поддерживайте (валидируйте) : "это нормальная реакция в этой ненормальной ситуации"
  • Постарайтесь в общих чертах предоставить запрашиваемую информацию. Не врите. В крайнем случае можете сказать, что не знаете.
  • Слушайте больше, чем говорите
  • Если человек сильно шокирован, он может с трудом понимать вашу речь. Когда это применимо, сопровождайте просьбу действием. Например, предложив подержать за руку, одновременно протяните руку. Не берите пострадавшего за руки без вербального или невербального разрешения.
  • Если видите заторможенность или пострадавший не отвечает, мягко напомните, что можно поплакать. Не настаивайте.

Помните, что каждый человек имеет право отказаться от первой психологической помощи.
Также, если вы взяли на себя ответственность оказания первой психологической помощи, помните о праве пострадавшего на уважение (в том числе культуры и религиозных верований), свободу выбора и конфиденциальность.

Made on
Tilda